Главная » Статьи » Родителям. |
Советы логопеда заботливым родителям. СОВЕТ 1 – Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает и произношение. СОВЕТ 2 – Развитие речи ускорит переход к твёрдой пище (для правильного формирования челюсти и уклада языка). Чтобы мышцы речевого аппарата развивались правильно как можно раньше начинайте давать ребенку жевать мясо, сырые овощи, сухарики. СОВЕТ 3 – Научите ребенка полоскать рот, чистить зубы (и десны) – это приучает к инородному телу во рту, снижая степень проявления рвотного рефлекса. СОВЕТ 4 – Озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами. СОВЕТ 5 – Уважайте попытки ребенка говорить. Встречается крайность – слишком активные взрослые, которые за ребёнка всё спросят, ответят, сделают. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его. СОВЕТ 6 – Не говорите в пустоту, смотрите ребенку в глаза. Это особенно важно, если ваш кроха чрезмерно активный, постоянно двигается. СОВЕТ 7 – Не сюсюкайте! То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня хоЛЁшенький», то ребёнок так и будет говорить. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие. СОВЕТ 8 – Нечёткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в невоспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазанно. Возможно появление заикания, так как ребёнок старается копировать ускоренный темп речи взрослых. Поэтому говорите размеренно, четко. СОВЕТ 9 – То же, но по-разному. Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах. СОВЕТ 10 – Способствует развитию речи и эмоциональное пересказывание сказок, обязательно сопровождающееся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадётся, как ёжик пыхтит и т.п.). СОВЕТ 11 – Уделите внимание развитию общей и кистевой моторики (центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу). Выкладывайте рисунки из камней, шишек, спичек, круп, играйте с мячами и мячиками (учите ребенка бросать, ловить мяч, бить в цель). Собирайте мозаики, конструкторы, пазлы, раскрашивайте раскраски цветными карандашами, складывайте простые игрушки из бумаги (оригами), лепите из пластилина, пластика, теста, играйте с пальчиками (народные игры типа «Сорока»). Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки. СОВЕТ 12 – Рисуйте с ребенком на вертикальной поверхности (рулон обоев на дверь) двумя руками одновременно, чтобы стимулировать работу обоих полушарий. Рисуйте и комментируйте, например, «мы рисуем дождик. Кап-кап-кап» и т. д. СОВЕТ 13 – Оберегайте физическое и психическое здоровье ребенка. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливание и положительная атмосфера в семье. Научите ребенка ездить на велосипеде, регулярно совершайте велосипедные прогулки всей семьей. СОВЕТ 14 – Ведите дневник, в котором фиксируйте речевые достижения ребенка, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит. СОВЕТ 15 – Будьте терпеливы, снисходительны и … осторожны. Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить. СОВЕТ 16 – разучивайте вместе с ребенком простые стихи, декламируйте их во время прогулок. Не допускайте пересказывания стихов. Некоторые дети стремятся пересказать стихотворение своими словами. Следите, чтобы все слова, ударения и рифмы были на своих местах, - именно это формирует чувство ритма. СОВЕТ 17 – тренируйте силу и длительность выдоха. Учите ребенка сдувать парашютики с одуванчиков, пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шарики, играть на музыкальных игрушках (дудках, флейтах, губных гармошках) СОВЕТ 18 – отложите обучение чтению до формирования чистой речи. Если ребенок произнесет какие-то звуки неправильно и свяжет это дефектное произношение с буквой, то когда он научится говорить правильный звук, для этого звука уже не будет буквы! Ведь у ребенка к этому времени сформировался условный рефлекс «звук – буква». Для формирования рефлекса нужно было около двадцати повторений. А для разрушения старого и формирования нового понадобится в несколько раз больше. СОВЕТ 19 – ТОЛЬКО ВЫ! Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша. Следуйте этим советам, почаще обнимайте и целуйте ребёнка, и Ваш малыш обязательно хорошо заговорит!
| |
Просмотров: 508 | |
Всего комментариев: 0 | |