“Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать.
Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы
познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.”
Сухомлинский В.А.
Коррекционно – развивающая речевая среда играет очень большую роль в речевом и психическом развитии детей с различными речевыми нарушениями. Каждый специалист, работающий с такими детьми, знает ее неоценимое значение. Это часть целостной формы педагогической деятельности, которая включает в себя систему взаимосвязанных задач, содержание и формы ее организации, а также предполагаемые результаты. Основное назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами. Это предполагает, во-первых, предметную среду с корригирующим, развивающим и оздоравливающими компонентами; во-вторых, научно-методическое (технологическое) сопровождение образовательного процесса; в-третьих, наличие логопедической документации и, в-четвёртых, информативный блок для педагогов и родителей.
По целенаправленному оснащению и применению логопедический кабинет можно разделить на несколько основных зон:
Зона по преодолению ОНР и индивидуальной коррекции речи.Здесь располагается большое настенное зеркало, стол, стулья. Демонстрационный материал с изображением артикуляционных упражнений, материал по обобщающим понятиям, словесные игры и задания по текущей лексической теме, дидактический материал по автоматизации звуков; рассказы и сказки для пересказов, картины для составления рассказов, загадки, стихотворения.
Образовательная зона по подготовке к освоению грамоты и развитию лексико-грамматических категорий Это пространство оборудовано многофункциональной магнитной доской, комплектом цветных магнитов, дидактическим и раздаточным материалом по обучению грамоте, учебным столом и стульями.
Зона по развитию мелкой моторики. Здесь располагается стол и стулья, различный раздаточный и дидактический материал на развитие мелкой моторики в соответствии с возрастными особенностями детей и изучаемой лексической темой (пальчиковый бассейн, игры на шнуровку, пазлы, разрезные картинки).
Зона методического сопровождения. Она представлена книжным шкафом и содержит следующие разделы: справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии; материалы по обследованию речи детей; методическая литература по коррекции звукопроизношения; методическая литература по преодолению ОНР; учебно-методическая литература по обучению грамоте; учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи;
Зона дидактического и игрового сопровождения. Она содержит следующие разделы: пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках и конвертах); анимательное игровое обеспечение логопедических занятий (настольные игры, игрушки); оборудование, способствующее формированию речевого дыхания; оборудование, способствующее развитию пальце-кистевой моторики.
Рабочий стол учителя-логопеда и зона ТСО.Она представлена персональным компьютером и рабочим столом учителя – логопеда. В рабочем столе находится логопедическая документация:
В рабочем столе находится логопедическая документация: паспорт логопедического кабинета; нормативные документы; перспективное планирование на учебный год по основным разделам логопедической работы; журнал посещаемости; речевые карты, заключение ПМПК, заключение узких специалистов; план индивидуальной работы с детьми; план методической работы учителя- логопеда;
Информативная зона для педагогов и родителей. Она представлена стендом «Для Вас, родители» в коридоре и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.
Мой опыт свидетельствует, что в результате использования ресурсов описанной коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета, значительно повышается интерес детей к коррекционным занятиям. Среда помогает в преодолении общего недоразвития речи, способствует развитию пространственных представлений и зрительно-предметного гнозиса, развивает познавательный интерес, повышает речевую активность, способствует обучению детей элементам грамоты; развитию лексико-грамматического строя и связной речи, психических функций.
Паспорт логопедического кабинета можно посмотреть здесь.