Сайт учителя - логопеда

                Епиковой Натальи Николаевны
Воскресенье, 17.12.2017, 05:08
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Родителям.

Необычные игры для развития мелкой моторики.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант.

Эти выводы не случайны.

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику, мы активизируем зону, отвечающую за речь.

Предлагаю Вам познакомиться с несколькими играми для развития мелкой моторики рук с нетрадиционным использованием различных предметов:

- массажных мячиков;

- прищепок;

- бус;

- счетных палочек;

- зубных щеток.

Все игры сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.

Играя с детьми в игры, обращайте особое внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.

Не забывайте о том, что малыш воспринимает ваши действия зеркально: произнося команду «влево», вы должны делать «вправо» и наоборот.

По ходу занятия комментируйте, помогайте, подсказывайте и оценивайте действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Следите, чтобы упражнения выполнялись без лишнего напряжения.

Игры с массажными мячиками

  1. «Наши ручки»

Это ручка – правая.

Это ручка – левая.    

Я на мячик нажимаю и

Зарядку делаю.       

 

Будет сильной правая.

Будет сильной левая. 

Будут ручки у меня ловкие, умелые.                               

Ребенок крепко сжимает мячик в правой руке.

Крепко сжимает мячик в левой руке.

Кладет мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимает на бугорки мячика, затем меняет руки.

Крепко сжимает мячик в правой руке.

Крепко сжимает мячик в левой руке.

Катает мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

 

  1. «Я мячом круги катаю»

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк –

Мяч летает между рук.

Ребенок катает мячик в руках, делая движения

вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Катает мячик по правой и левой ладоням

круговыми движениями.

Поочередно крепко сжимает и разжимает

мячик в ладонях.

Ребенок кладет мячик на правую ладонь.

Каждым пальцем левой руки поочередно

нажимает на бугорки мячика, затем меняет руки.

Перекидывает мяч из одной руки в другую.

 

Игры с прищепками

  1. «Гусь крикливый»

Гусь крикливый,

С длинным носом,

Шея словно знак вопроса.

Гусь идет гулять в луга

И гогочет: «Га-га-га!»

Бельевой прищепкой ребенок прищепляет ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

 

"Крапива"

Посмотрите: притаилась

И пушистой притворилась!

Мы тебя, крапива, знаем,

Никогда срывать не станем!

Бельевой прищепкой ребенок прищепляет ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

Игры со счетными палочками

  1. «Цапля ходит по болоту»

Цапля ходит по болоту,

 

Будто ищет там кого-то.

 

 

Ой, боюсь, что эта цапля

 

 

Лягушонка хочет…

Сцапать!

Ребенок ставит счетную палочку на большой палец правой руки и держит указательным.

Ставит счетную палочку на большой палец правой руки и держит средним пальцем правой руки.

Ставит счетную палочку на большой палец правой руки и держит безымянным пальцем правой руки.

Ставит счетную палочку на большой палец правой руки и держит мизинцем правой руки.

Убирает счетную палочку за спину.

Затем ребенок выполняет те же действия левой рукой.

2. «Перелетные птицы»

Птицы в небе тают, тают,

Птицы к югу улетают.

Все, растаяли вдали –

Аист,

 

Цапли,

 

Журавли.

Ребенок машет руками, постепенно поднимая их вверх.

Подносит ладонь «козырьком» ко лбу.

Берет в руки счетную палочку, ставит ее на большой палец правой руки и держит указательным пальцем правой руки. Поворачивает голову вправо, влево.

Ставит счетную палочку на большой палец правой руки и держит средним пальцем правой руки.

Ставит счетную палочку на большой палец правой руки и держит безымянным пальцем правой руки.

 

Игры с зубными щетками

1. «Кто живет в моей квартире?»

Ребенок берет в руки зубную щетку.

Раз, два, три, четыре, пять –

Кто живет в моей квартире?

 

Раз, два, три, четыре, пять –

 

 

 

Всех смогу пересчитать:

Папа,

Мама,

Брат,

Сестренка,

Кошка Мурка,

 

Два котенка,

Мой щегол,

Бурундучок,

Сверчок

И я!

 

Вот и вся моя семья!

Под счет растирает щеткой подушечки пальцев любой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.

Растирает щеткой ладонь.

Под счет растирает щеткой подушечки пальцев другой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.

Растирает щеткой ладонь.

Растирает большой палец,

указательный,

средний,

безымянный,

мизинец.

Перекладывает щетку в другую руку.

Растирает щеткой большой палец,

указательный,

средний,

безымянный,

мизинец.

Убирает зубную щетку в сторону.

Сгибает и разгибает пальцы обеих рук.

 

2. «За ягодами»

Ребенок берет в руки зубную щетку.

Раз, два, три, четыре, пять –

 

 

В лес идем мы погулять!

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной,

Землянику мы найдем

 

И братишке отнесем!

Под счет растирает щеткой подушечки пальцев любой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.

Растирает щеткой ладонь,

большой палец,

указательный,

средний,

безымянный,

мизинец.

Убирает зубную щетку в сторону.

Вытягивает руки вперед – «угощение».

 

Игры с бусами

  1. "Бусы"

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю.

Ребенок перебирает бусы в руках, считает бусины в прямом и в обратном порядке.

2. «Веселый счет»

Пальчиками мы перебираем

И бусинки считаем:

Один, два, три…

Ребенок перебирает бусы в руках, считает бусины в прямом и в обратном порядке.

3. «Бусы для Маруси»

Купила бабуся бусы Марусе.

Ребенок перебирает бусы в руках, считает бусины в прямом и в обратном порядке.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений. Используйте эти игры для приятного и полезного общения со своим малышом.

Категория: Родителям. | Добавил: Ме-лисса (29.11.2014)
Просмотров: 848 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar