Сайт учителя - логопеда

                Епиковой Натальи Николаевны
Вторник, 21.11.2017, 13:03
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Родителям.

Дисграфия, дислексия - что это?

В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом осваивают родной язык как учебный предмет. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться и т.д. В ряде случаев родители правы, но, как правило, за этим стоят более серьезные вещи: физиологические, психологические, неврологические и речевые проблемы. Возможно ребенок испытывает трудности в овладении навыками письма и чтения, которые называются дисграфией и дислексией. Как правило, если есть что-то одно, то имеется и другое.

Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: замены букв, искажение звукослоговой структуры слова (перестановки звуков, слогов в словах, пропуски звуков, слогов), нарушения слитности написания отдельных слов в предложении (слитное написание предлогов со словами), аграмматизмы на письме (ошибки при согласовании существительных с числительными, существительных с прилагательными). Дети с дисграфией не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк (пишут такие дети медленно, неровно). У них часто встречается несформированность оптических функций (недописания элементов букв, зеркальное написание и т.д.).

Дислексия – стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, т.е. слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что сопровождается непониманием прочитанного. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение - все эти виды работ им не даются.

В чем же причины нарушений письма и чтения?

Все дети приходят в первый класс, начинают учиться читать, писать – и у большинства особых проблем нет. Откуда появляются речевые заключения с пугающими названиями – дисграфия, дислексия? Не будем рассматривать те случаи, когда специфические ошибки возникают в результате снижения интеллектуального развития, различных органических поражений головного мозга. Возьмём обычного школьника без видимых патологий.

Рассмотрим подробнее причины нарушений письменной речи у такого ребёнка:

1. Неправильное звукопроизношение (фонетические нарушения) может вызвать проблемы при письме. В этом случае к моменту поступления в школу в произношении ребёнка отсутствуют или искажаются какие-то звуки, а возможно, он только-только их исправил, и автоматизация этих звуков ещё не закончилась. Что в этом случае происходит? При данных нарушениях очень часто ребёнок пишет так, как говорит. Например, если он не произносит звук «Р», то вместо слова «КОРОВА», возможно, напишет «КОЙОВА», потому что именно так ребёнок произносит это слово, когда диктует себе при письме, и так его слышит. Если в речи ученик заменяет звук «Ш» на «С», то может написать «СУБА» вместо «ШУБА».

2. Фонематические нарушения, сложности звукобуквенного анализа.

Физический слух у ребёнка прекрасный, и звукопроизношение в норме, но вот звуки речи он слышит по-своему. Возможно, ребёнок будет путать звуки, близкие по звучанию: глухие – звонкие. Тогда вместо «ДУПЛО» ученик напишет «ТУПЛО». При плохом различении твёрдых и мягких звуков у него могут встретиться такие ошибки в тетради, как «МАЧ» (мяч), «КОНКИ» (коньки).

3. Лексико-грамматические нарушения. Мы взрослые, часто умиляемся тому, как смешно говорят наши малыши, и не исправляем их. «КУБОВИЦА», «КАПЕТИК», «СКОРОДА» - в устах трехлетнего карапуза это действительно звучит очень мило. Но когда так говорит ребёнок шести-семи лет, здесь уже плакать надо. Потому что именно так он потом и напишет. Кроме того, к этой же категории относятся ошибки, которые мы называем дисграмматизмами. Это неправильное использование грамматических категорий: числа, рода, падежа, и в устной речи, и на письме. «ДОМ СТОЯЛА ЗА РЕКОЙ», «ЛИСА И ЛИСЯТА ГУЛЯЛА В ЛЕСЕ»…

4. Наследственный фактор, когда ребёнку передаётся несформированность определённых мозговых структур, их качественная незрелость. Папа или мама  делали много «глупых» ошибок, когда учились в начальной школе. Но на это особого внимания никто не обратил, помощь не была оказана вовремя, и, перебиваясь с 3 на 4, а иногда получая и 2, они переходили из класса в класс, окончили школу и создали семью. Своим детям они передали не само нарушение письма, а недостаточную сформированность отдельных структур головного мозга. В совокупности с другими «благоприятными» факторами: слабо развитой произвольностью; низким уровнем развития речи, памяти, внимания; психологическими проблемами и т.д. – получилось в результате то нарушение письменной речи, которое выявили у ребёнка.

5. Несвоевременное формирование процесса латерализации (установление доминантной роли одного из больших полушарий головного мозга). То есть к моменту обучения грамоте у ребёнка должна уже сложиться чёткая латеральная ориентация, определиться ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах леворукости затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности.

6. Нарушение пространственных и временных представлений может явиться причиной дислексии и дисграфии.

7. В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно чёткую артикуляцию. Таких детей часто называют «мямлями». Нечёткая команда от нечёткой артикуляции может вызвать и нечёткие ответные реакции со стороны коры головного мозга, что влечёт за собой ошибки при чтении и письме.

8. Низкий уровень психологической готовности к школьному обучению. Даже если ваш ребёнок умеет читать, писать и считать, это не значит, что он готов сесть за парту. Природа не изменила законы, по которым развивается человек, но общество пытается вмешаться в эти процессы. Сейчас не редкость, когда «умные» мамы обучают ребёнка грамоте с 2-3 лет и пытаются записать в школу своих детей, не достигших даже 6 лет.

9. Осложнённые беременности, родовые травмы, различные заболевания первого года жизни. Если у вашего ребёнка были какие-то сложности с появлением на свет, будьте внимательны ко всем проявлениям неблагополучия в его развитии.

Нарушения чтения и письма чаще всего становятся наиболее очевидными в конце 1-го начале 2-го класса и детям с выявленными нарушениями письменной речи необходима квалифицированная помощь и взаимодействие между логопедом, психологом и родителем.

Как же можно помочь ребенку преодолеть дисграфию?  Суть занятий – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы). Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!). Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов.

3. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.

4. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

Категория: Родителям. | Добавил: Ме-лисса (29.11.2014)
Просмотров: 129 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar